Мой путь в профессию

-Вадимович, Никита Вадимович,  какое неблагозвучное сочетание имени-отчества, - сердится мама, и в ее голосе слышится досада: всегда хотела сына назвать Никитой.

-Может, его по отчеству никто и звать не будет,- обиженно пытается возразить отец.

-Александр Вадимович, немного лучше, значит, будет Сашей, - не без нотки разочарования произносит мама, не обращая внимания на доводы отца.

     И никто тогда не догадывался, что на свет появился еще один будущий учитель в семье…

     Чугунные холодные рельсы, откосные насыпи, мосты через бурные реки событий. Где она, эта конечная станция – «Настоящий учитель»?! Сразу и не видно. Завертелись колесики, а за окном так и мелькают станции. То праздничные, с радужными огнями, цветами и воздушными шариками, обещающие успех, славу, достаток; то серые и унылые, скучные и будничные, на которых нас никто не ждет, да и мы здесь не хотим задерживаться и пролетаем мимо них без остановки. Главное не зайти в тупик и не свернуть на развилке на случайный путь, чтобы потом не винить пресловутого стрелочника.

     Моя мама с раннего детства мечтала быть учителем, и никакие уговоры не могли повлиять на ее выбор. Она часами играла в "учителя", вела специальный журнал с оценками (я даже его видел), вызывала к доске воображаемых учеников. Но это мама, у нее как-то все по полочкам, просто и сразу. У меня же все иначе.

     Раннее утро, маленький мальчик, как всегда бывает в это время, настойчиво тащит стул к окну, чтобы в очередной раз увидеть машину, которая ловко управляется с мусорными баками. Вы не поверите, но это и есть моя первая станция на пути в профессию, первая детская мечта - стать мусорщиком!

     Лихие 90-е сменились обещающими стабильность нулевыми, по телевизору – министры, депутаты, Президент. Да, да, вы не ошиблись! Это вторая станция – мечта, к чему мелочиться, стать сразу Президентом страны! Потом на несколько лет мой экспресс задержался на развилке. Куда пойти учиться: на журналистику, мечта о которой становилась все отчетливее, или на историка, в профессии педагога себя не видел, но с раннего детства увлекался этой наукой? Помог случай: успешное выступление на областной олимпиаде по истории, плюс золотая медаль – и я уже автоматически студент исторического факультета КГУ. Вы скажите, а как же лозунг: «Мы не ищем легких путей!» Выходит, что я пошел по пути наименьшего сопротивления. Так и есть. Пишу честно, хоть никто не советовал. Быть может, вы меня поспешили осудить за измену той самой призрачной мечте о журналистике, но хочу заверить, что измены не было, потому что уже после первого курса я стал работать журналистом газеты «Регион-46», а чуть позже перешел в «Вектор», организованный Комитетом образования города. Потом выпускной в вузе, поступление в аспирантуру историко-филологического факультета БелГУ.

     Что дальше? Но снова вмешался «случай, бог изобретатель»: маме на ее новой должности срочно оказалась нужна моя помощь – и пошел я в вожатые.

     Помните знаменитые:

Вожатый – профессия-птица,
Труднее ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится –
Ребячьи сердца зажигать?

     Легко сказать «зажечь», труднее сделать. Можно приказать, заставить, можно попросить, в конце концов: «Ребята, давайте жить дружно…» Ничего подобного… Уж простите за грубость: не прокатит! Да, «тяжела ты шапка Мономаха»! «Так, что же делать?» - подумал я. А пока думал, ходил с ребятами в походы; готовил их к конкурсам и соревнованиям; навьюченный тащил с ними подарки в Дом ветеранов войны и труда и Дом малютки; проводил ярмарки, День матери, спортивные праздники, смотры строя и песни, инсценированной песни, Дни пятиклассника и первоклассника, встречи с ветеранами. Признавался в собственных ошибках, учился у них задору, прощал, и… поверили, прислушались, захотели…

     И тут я понял: главное в педагогике - пример, главное (вожатый ты или учитель) -  начать с себя, главное - самому захотеть всему учиться. Не случайно великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Учителем на полную ставку работаю первый год. Стараюсь, ищу свои решения, учу и сам учусь у детей. И каждый раз вспоминаю случай, описанный в статье «В Ясной Поляне» П. Сергеенко: «Услышав громкое хлопанье дверью, Лев Николаевич оживился и сказал шутливо: "Мои учителя пришли"».

     Скажу честно: трудно, а бывает и очень трудно! И сомнения в правильности выбора профессии не раз подступают, а порой и отчаяние: не все и всегда получается. И огней конечной станции, на которой можно сойти, пока не видно. Да и страшно привыкнуть, утонуть в циклограммах и отчетах, программах и журналах, потерять за обыденностью главное, начать к работе относиться формально. Ведь, опять рискую быть непонятым, были в моей жизни разные учителя, очень разные. Например, Л.А. Зубарева, о которой пассажирам автобуса, пожалевшим меня, ученика 1 класса, из-за огромного ранца за плечами и дружно осудившим мою «безжалостную», по их мнению, первую учительницу, я неожиданно (даже для моей мамы) сказал: «Это не я бедный, это Людмила Алексеевна бедная, обижаем мы ее, расстраиваем!» И те, которые, чтобы я много не болтал на уроках, клали длинную увесистую указку носом прямо на меня. Те, у которых после уроков была всегда поспешно закрыта дверь кабинета. И та, с которой, готовясь к олимпиадам по истории, не в классном кабинете (у нее дома) вместе с Игорем Чистяковым просто жили месяцами. И очень жаль, что Наталья Валерьевна Тюнина теперь не учитель, а юрист.

     Быть настоящим Учителем – тяжелая ноша, он добрый (не добренький!) и требовательный, учит и учится, несет тяжелый крест «любить иных», помогает и словом, и делом, бессребреник и максималист. С него всегда строгий спрос: ему доверили самое дорогое – даже не детей, а детские умы и души! И прийти на урок с голыми стандартами и трафаретными заданиями маловато!

     В голове примеры учителей из школьной классики Чингиза Айтматова и Валентина Распутина, Юрия Бондарева и Василя Быкова; перед глазами – мама, всегда живущая проблемами учеников и школы. И куда деться от таких точных и емких слов Инги Преловской, однажды сказавшей, что «труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает долгие годы. Учитель формирует человека. Учителя формируют поколения»?! Неужели это и обо мне? Это значит: и я участвую в формировании нового поколения страны! Насколько же велика мера ответственности! Может, проще и честнее уйти в другую профессию? Вопросы, вопросы, вопросы… А точных ответов на них лично у меня пока нет. Да и «премудрым пескарем» тоже быть  не хочется: другому меня учили.   

- Александр Владимирович! Александр Владимирович!- пытается догнать меня пятиклашка.

- Вадимович, - оглянувшись, устало буркнул я (все-таки мама была права – не очень удачное сочетание имени и отчества).

- Извините, Александр Вадимович, - старательно выговаривает маленькая ученица, - спасибо за урок!

- Пожалуйста, - уже улыбаясь, говорю я (оказывается, для хорошего настроения надо так мало, или это все-таки много – опять бесконечные сомнения), но мысли уже устремляются очень далеко, в Древний Египет: завтра новый урок, а значит, снова думать и придумывать, как зацепить, увлечь маленькую душу ребенка, да и самому остаться довольным результатом.

     На свет появился еще один учитель в семье?! Время покажет…

Местоположение ГБОУ "Школа № 1589"
Адрес ГБОУ "Школа № 1589"

121357, город Москва, Инициативная улица, дом 1; станция "Давыдково" БКЛ




+7 495 444-25-71